Образовательная программа ГОУ "Детский сад компенсирующего вида № 733", г. Москва

Введение

Учитывая положения Конвенции ООН о правах ребенка, ориентируясь на государственные стандарты и базисную программу развития ребенка-дошкольника “Истоки”, а также исходя из специфики работы ДОУ № 733, педагогический коллектив основной целью своей работы видит формирование у детей положительного отношения к получению знаний как главному условию личностного роста. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • охрана и укрепление здоровья детей, воспитание потребности в здоровом образе жизни, развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности и состояния здоровья ребенка;
  • гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления.

Выбор программ и технологий

До 1998 г. воспитательно-образовательный процесс в ДОУ № 733 строился на основе Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. Васильевой, утвержденной Министерством просвещения РСФСР.

С 1998 г. ДОУ № 733 перешло на работу по базисной программе развития ребенка-дошкольника "Истоки" под редакцией Л. Парамоновой, Т. Алиевой, А. Арушановой, О. Дьяченко, Ю. Головкина.

Принимая за основу программу "Истоки", коллектив ДОУ № 733 строит воспитательно-образовательный процесс по следующим программам и технологиям.

Физическое развитие ребенка

Технологии:

  • Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст). М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000;
  • Буцинская П.П. и др. Общеразвивающие упражнения в детском саду. М.: Просвещение, 1990;
  • Зимонина В.Н. Расту здоровым. М., 1997;
  • Адашкявичене Э.И. Спортивные игры и упражнения в детском саду. М.: Просвещение, 1992;
  • Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. М.: Просвещение, 1983;
  • Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. М.: Просвещение, 1981;
  • Детские народные подвижные игры. Составители: Кенеман А.В., Осокина Т.И. М.: Просвещение, “Владос”, 1995;
  • Фролов В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке. М.: Просвещение, 1986;
  • Латохина Л.И. Хатха-йога для детей. М.: Просвещение, 1993;
  • Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. М.: Аркти, 1997;
  • Осокина Т.И. и др. Игры и развлечения детей на воздухе. М.: Просвещение, 1983;
  • Организация активного отдыха детей дошкольного возраста (сценарии спортивных праздников, развлечений, спартакиад). М., 1993.

Социальное развитие ребенка

Программы:

  • Ушакова О.С. Развитие речи детей дошкольного возраста. М.: Сфера, 2002;
  • Занятия по развитию речи в детском саду: Программа и конспекты / Под ред. О.С. Ушаковой. М.: Совершенство, 1998;
  • Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольника с художественной литературой: конспекты занятий. М.: Сфера, 1998.

Технологии:

  • Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: книга для воспитателей детского сада. М.: "Мозаика-Синтез", 1999;
  • Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки: Методическое пособие. М.: "Мозаика-Синтез", 2002;
  • Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста М.: ООО "АСТ-ЛТД", 1998;
  • Козлова С.А. Я – человек. М.: МГПУ, 1997.
  • Организация воспитательно-образовательного процесса по речевому развитию детей в ДОУ № 733  

Эстетическое развитие ребенка

Технологии:

  • Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М.: Просвещение, 1991;
  • Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. М.: Просвещение, 1988;
  • Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М.: Просвещение, 1992;
  • Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом. СПб.: "Акцидент", 1996;
  • Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т.С. Комаровой. М.: "Российское педагогическое агентство", 1997;
  • Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. М.: "Владос", 1997;
  • Суховская Л.Т., Грибовская А.А. Аппликация в детском саду. М.: Просвещение, 1988;
  • Гоман Л.А. Занятия по ручному труду в детском саду. Киев, 1982.

Дополнительное образование в ДОУ № 733

Дополнительное образование детей в ДОУ № 733 осуществляется в соответствии с учебным планом (табл. 1) и сеткой занятий (табл. 2).  

Таблица 1

Учебный план дополнительного образования
на 2006–2007 учебный год

Дисциплина

Возрастная группа

Количество детей

Количество занятий в неделю 

Время проведения 

Ф.И.О. преподавателей

Автор и название программы

Рисование

 

Средняя

Старшая

Подготовительная

16

15

15

1

1

1

Понедельник

15.15–17.00

Вторник

15.15–16.25

Носкова Т.В.

 

Селина А.В.

"Алиса"

Ритмика

 

Младшая

Средняя

15

16

1

1

Пятница

15.15–16.45

Давыдова И.И.

 

Фирилева Ж.Е.

"Са-Фи-Дансе"

Англий­ский язык

 

Старшая

Подготовительная

15

16

1

1

Среда

15.15–17.15

Александро­-
ва М.С.

 

Журавлева М.С. "Английский язык в детском саду" 

Развивающее обучение

 

Подготовительная

 

16

 

1

 

Четверг

15.15–16.25

Максимен­ко­-
ва Е.Н.

 

Безруких М.М., Филиппова Т.А. "Школа для дошкольника" 

 

Таблица 2

Расписание занятий

Дни недели

Занятие, время проведения (ч, мин) 

Младший дошкольный возраст 

Старший дошкольный возраст

Понедельник

 

Рисование

15.15–15.55

Рисование

15.55–17.00

Вторник

 

 

Рисование

15.15–16.25

Среда

 

 

Английский язык

15.15–16.15

16.15–17.15

Четверг

 

 

Развивающее обучение

15.15–16.25

Пятница

 

Ритмика

15.15–15.55

15.55–16.45

 

 

Квалификационные характеристики специалистов

  • Носкова Т.В. – воспитатель второй квалификационной категории, образование – среднее специальное, педагогический стаж – 4 года.
  • Александрова М.С. – педагог дополнительного образования, воспитатель высшей квалификационной категории, образование – высшее, педагогический стаж – 11 лет.
  • Давыдова И.И. – воспитатель по ФИЗО высшей квалификационной категории, образование – высшее, педагогический стаж – 23 года.
  • Максименкова Е.Н. – воспитатель второй квалификационной категории, образование – высшее, педагогический стаж – 7 лет.

Проектирование и планирование педагогической деятельности

Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ № 733 планируется на год (табл. 3) и на месяц (табл. 4).

Таблица 3

Модель воспитательно-образовательного процесса на год

Участники воспитательно-образовательного процесса 

Время проведения 

Родители 

Педагоги 

Дети 

День знаний

Сентябрь

День города

Собрания

Диагностика

Праздник осени "Осень золотая"

Октябрь

День открытых дверей

Ноябрь

Новогодний праздник

Декабрь

Собрание. Анкетирование 

Диагностика

Январь

Уродилась Коляда накануне Рождества

Фольклорный праздник "Масленица"

Февраль

Праздник "Самая красивая – мамочка моя!"

Март

Собрание. Анкетирование

Праздник "Скоро в школу"

Апрель

Праздник птиц

Май

Диагностика

Музыкально-спортивный праздник, посвященный “Дню защиты детей”

Июнь 

"Малые олимпийские игры"

Июль

Спортивный праздник с участием родителей "Вместе нам веселей, вместе мы вдвойне сильней…"

Август

Таблица 4

Модель воспитательно-образовательного процесса на месяц

Линии развития

1-я неделя

2-я неделя 

3-я неделя 

4-я неделя 

Социальная

 

 

 

"Путешествие с Незнайкой", "Наш знакомый светофор", "Путаница"

Познавательная

 

 

"Страна Арифметия", "Уроки гнома Эконома",

"В гостях у Паутиныча", "Путешествие по глобусу"

 

 

Физическая

 

 

 

"Сильные, смелые, ловкие", "Королевство Здоровья", "Миша приглашает в гости"

 

Эстетическая

 

"В стране Рисовандии", "Веселые музыканты", "Зимние святки", "Пушкинские вечера"

 

 

 

Таблица 5

Классификация игр детей дошкольного возраста

Классы игр

Виды игр

Подвиды игр 

Игры, возникающие по инициативе ребенка

 

Игры-экспериментирования

 

1. Игры с природными объектами.

2. Игры со специальными игрушками для исследования.

3. Игры с животными

Сюжетные самодеятельные

 

1. Сюжетно-отобразительные.

2. Сюжетно-ролевые.

3. Режиссерские.

4. Театрализованные

Игры по инициативе взрослого

 

Обучающие

 

1. Сюжетно-дидактические.

2. Подвижные.

3. Музыкально-дидактические.

4. Учебные

Досуговые

 

1. Интеллектуальные.

2. Игры-забавы, развлечения.

3. Театрализованные.

4. Празднично-карнавальные.

5. Компьютерные

Игры народные

 

Обрядовые

 

1. Семейные.

2. Сезонные.

3. Культовые

Тренинговые

 

1. Интеллектуальные.

2. Сенсомоторные.

3. Адаптивные

Досуговые

 

1. Игрища.

2. Тихие игры.

3. Игры-забавы

Способы определения детского развития

В ДОУ № 733 регулярно проводится диагностика развития детей (3 раза в год: в сентябре, декабре, мае (табл. 6)). С 1998 г. на каждого ребенка дополнительно заполняется индивидуальная карта развития ребенка-дошкольника, разработанная Парамоновой Л.А., Алиевой Т.И., Арушановой А.Г., Дьяченко О.М., Головкиным Ю.В., а также индивидуальная карта физического развития ребенка.

Таблица 6

Диагностика развития детей

Линия
развития

Диагностические методики

Ответственные 

Срок

Физическое развитие

Тест-программа "Физкультурный паспорт"

Воспитатели
по ФИЗО

2 раза в год

Социальное развитие

 

Колесникова Е.В. Тесты для детей 3 лет. М.: "Ювента". 2002. С. 32–34, 39–42;

Колесникова Е.В. Тесты для детей 4 лет. М.: "Ювента". 2002. С. 3–16, 25–28;

Колесникова Е.В. Тесты для детей 5 лет. М.: "Ювента". 2002. С. 3–15, 24–27;

Колесникова Е.В. Тесты для детей 6 лет. М.: "Ювента". 2002. С. 3–7, 14–16, 24–29;

Ушакова О.С. Диагностика речевого развития дошкольников. М., 1997

Психолог, старший воспитатель

1 раз в год 

Познавательное развитие

 

Новикова В.П. Математика в детском саду. Младший дошкольный возраст. М.: “Мозаика-Синтез”, 2000;

Новикова В.П. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст. М.: "Мозаика-Синтез", 2000;

Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. М.: "Мозаика-Синтез", 2000;

Новикова В.П. Математика в детском саду. Подготовительная группа. М.: "Мозаика-Синтез", 2000

Психолог, воспитатели

 

1 раз в год

 

Эстетическое развитие

 

Тесты: "Разрезные картинки", "Коробочка форм", "Эталоны" (Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. М., 1998. С. 14–17);

Тест "Понимание цвета и формы", методика "Узор" Л.И. Цеханской (Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1996. С. 46, 68);

Колесникова Е.В. Тесты для детей 3 лет. М.: "Ювента". 2002. С. 35–38, 43–45;

Колесникова Е.В. Тесты для детей 4 лет. М.: "Ювента". 2002. С. 30–31;

Колесникова Е.В. Тесты для детей 5 лет. М.: "Ювента". 2002. С. 28–31;

Колесникова Е.В. Тесты для детей 6 лет. М.: "Ювента". 2002. С. 30–31

Воспитатели,
музыкальный
руководитель

 

3 раза в год

 

Условия реализации программы

Развивающая предметная среда в ДОУ № 733 оборудована с учетом возрастных особенностей ребенка. Все элементы среды связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению.

Система психологической помощи

Психологическую помощь участникам воспитательного процесса в ДОУ № 733 оказывает практический психолог.

Работа с детьми:

  • помощь детям в адаптации к детскому саду;
  • проведение обследования детей и выработка рекомендаций по коррекции отклонений в их развитии;
  • определение готовности старших дошкольников к обучению в школе;
  • диагностика игровой деятельности детей;
  • организация и регулирование взаимоотношений детей со взрослыми;
  • диагностика взаимоотношений со сверстниками (социометрия).

Работа с родителями:

  • психолого-педагогическое просвещение родителей (консультации, наблюдение за ребенком);
  • развитие осознания педагогического воздействия родителей на детей в процессе общения;
  • снижение уровня тревожности родителей перед поступлением детей в школу;
  • обучение родителей методам и приемам организации занятий с детьми старшего дошкольного возраста;
  • ознакомление родителей с элементами диагностики психических процессов (внимание, память);
  • обеспечение более высокого уровня подготовки детей к школе.

Работа с педагогами:

  • подготовка и проведение педагогического консилиума;
  • индивидуальное и групповое консультирование;
  • подготовка и выступление на педсовете, методическом объединении;
  • повышение психологической компетенции педагогов.

Вернуться на страницу выпуска


Наши издания