Занятие "Создание Лесной школы"

Цели:

  • знакомство со школой, школьными атрибутами через сказку;
  • развитие интереса к школе;
  • расширение социальных представлений детей о школе;
  • формирование положительного образа школы;
  • развитие экспрессивной грамотности детей через исполнение этюдов и наблюдение эмоциональной экспрессии у других детей.

Ход занятия:

(Все приветствуют друг друга.)

Педагог

Дети, мы сегодня отправляемся в сказку. Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы, послушав его, узнаете, о чем будет эта сказка.

                       Мы заходим в первый раз

                       В наш просторный светлый класс.

                       Ровно выстроились парты,

                       Всюду книги, всюду карты.

                       Все здесь для ученика:

                       Стенды, глобус и доска.

                       Мы пришли сюда учиться,

                       И сияют наши лица.

                       Ну, смелей, заходим в класс!

                       Он уже заждался нас.

Да, это сказка о школе. Жил-был Ежик. Он был маленький, кругленький, серого цвета, с остреньким носиком и черными глазками-пуговками. На спине у него были самые настоящие колючки. Но он был очень добрым и ласковым. А жил Ежик в школе. Да, в самой обыкновенной школе, где было много детей, которых учили мудрые учителя. А кто такой учитель?


Упражнение "Что такое школа?"

Педагог задает детям вопросы:

  • Что вы знаете о школе?
  • Какой праздник бывает 1 сентября?
  • Хотите ли вы пойти в школу?

Педагог:

Как Ежик сюда попал, он и сам не знал: может быть, какой-то школьник принес его для "живого уголка" еще крохотным, а может, он и родился в школе. Сколько Ежик себя помнил, он всегда слышал школьные звонки, знал теплые руки детей, вкусные угощенья и уроки. Очень ему нравилось, как проходили уроки. Вместе с детьми он учился читать, писать, считать, изучал и другие предметы. Конечно, это было незаметно для людей. Им казалось: бегает Ежик, радуется жизни. А Ежик мечтал...

Упражнение "Самое-самое в школе"

(Дети придумывают, что в школе самое интересное, скучное, радостное, трудное.)

Педагог:       И мечтал Ежик о том, что, когда вырастет, станет учителем и сможет научить своих лесных друзей всему, что умеет и чему научился сам у людей в школе.

                       И вот он стал взрослым, и пришла пора осуществиться его мечте. Лесные жители построили настоящую школу, в которой будут учиться зайчата, лисята, волчата, мышата и другие зверята. Учитель-Еж готовил класс к приему первоклассников.


Развивающая игра "Школьные принадлежности"

(Ребятам нужно вспомнить школьные принадлежности и изобразить их.)

Педагог:       В светлой комнате стояли столы, стульчики. На стене висела доска, на которой можно писать мелом. Еж принес учебники – книжки с картинками, которые помогут научить писать, считать. Сорока принесла в Лесную школу блестящий звонкий колокольчик.

                       – Зачем ты принесла в школу какую-то игрушку? – спросил у Сороки Сторож-Крот.
                      
–  Ведь в школе не играют, а учатся!

                       Сорока важно ответила:

                       – Меня Еж попросил. Я буду отвечать за звонки.

                       – А зачем нам звонить? Школа же не пожарная машина! – удивился Крот.

                       – Эх, ты ничего про школу не знаешь! Если звенит звонок – значит, пора на урок.
                       А если на уроке звенит звонок, значит, пора отдохнуть, дружок! – затрещала Сорока.

                       – Подожди, Сорока, объясни мне еще разок. Если ребята придут в школу, то,
                       услышав звонок, побегут на урок?

                       – Да, только не побегут, а подойдут к столикам, будут ждать начала урока, 
                      – ответила Сорока.

                       – Это верно! – подхватил Еж. – Именно так делают настоящие школьники.

                       – Так наши ребята-зверята могут и не знать эти правила? – заволновался Крот.

                       – Придут в школу и узнают! – вновь затрещала Сорока.

                       – Да, – подтвердил Еж, – узнают, как стать школьником, как правильно писать,
                      считать и многое другое.

                       Еж, Крот и Сорока затихли. В Лесной школе было тихо и свежо. В ожидании
                       первоклассников деревья на школьном дворе принарядились и шелестели 
                       своей желто-красной листвой. Казалось, что они тоже разговаривают.

                       – Пора, пора! – объявляет всему лесу клен.

                       – В школу, в школу! – шепчет березка.

(Рисование "Каким я вижу себя в школе".)
(Ритуал прощания со сказкой.)

Занятие "Школьные правила"

Цели:

  • снижение школьной тревожности;
  • формирование позитивной модели поведения в реальной жизни;
  • повышение работоспособности, сплоченности группы;
  • регламентирование работы на основе добровольного принятия обязательств.

Материал к занятию: сказка М.А. Панфиловой "Создание лесной школы", листы, простые карандаши по количеству детей.

Ход занятия:

(Приветствие "Добрый клубок". Дети встают в круг и передают по кругу клубок ниток, произнося при этом свое имя и слова приветствия ребенку, стоящему слева.)

Развивающее упражнение "Лесные герои"

(Ребятам нужно вспомнить, какие животные присутствуют в сказке.)

Упражнение "Мои школьные трудности"

Педагог задает детям вопросы:

  • Что может быть трудным в школе?
  • Что может расстроить в школе?

Педагог:       Сегодня мы продолжаем знакомиться со сказкой.

                       На следующий день наши первоклассники спешили в школу. Они смело поднимались по школьным ступенькам, вспоминая события прошлого дня. Когда прозвенел звонок, Еж увидел готовность всех учеников к уроку. Все ребята стояли около своих столиков и улыбались своему учителю.

                       – Здравствуйте, садитесь, пожалуйста! – сказал Еж. – Сегодня мы на этом уроке поговорим о правилах. Что такое правило, кто нам скажет?

                        Какие правила поведения на занятии вы знаете?

Ответы детей:

  • говорить по одному;
  • не перебивать того, кто говорит;
  • не применять физическую силу;
  • никого не дразнить, не оскорблять.

Педагог:       А есть и правила поведения в школе.

                       – Мне мама говорила, – произнесла Белочка, – что существуют правила питания. Например, когда мы едим, то надо меньше разговаривать, чтобы лишний воздух не попал в животик.

                       – А мне папа говорил, – продолжал Волчонок, – что во всем мире живет много правил. Есть правила питания, есть правила игр, поведения: в лесу, на дороге, в гостях и в других местах.

                       – "Правило" – значит делать правильно! – подвел итог Медвежонок.

                       – Молодцы! – похвалил всех учитель. – А зачем нужны эти правила, может быть, и без них можно прожить?

                       – Наверное, можно, но ведь будешь тогда всегда на своих ошибках учиться, –улыбаясь, произнес Волчонок. – Как мы вчера с Белочкой.

                       – Да, и неприятностей будет много, – согласилась с другом Белочка. – А я не люблю неприятности.

                       – Неприятности никто не любит, – подтвердил учитель. – Поэтому и появились правила, чтобы знать, как лучше жить и со всеми дружить.

                       – Как у Вас так интересно стихи получаются? – удивился Заяц.

                       – А мы сейчас вместе стихи сочинять будем о школьных правилах. Согласны, ребята?

                       – Конечно, согласны! – хором ответили ученики.

                       – Я буду называть правило, а вы будете зарисовывать его.

                       – Правило первое: в школе все ученики здороваются, улыбаясь взрослым
и друг другу.

                       – Готово! – обрадовался Лисенок. –

                       В школе "Здравствуй" говорят

                       И с улыбкой дарят взгляд!

(Зарисовка пиктограмм.)

                       – Отлично, Лисенок! Второе правило потруднее: до звонка на урок надо подготовить все необходимое для учебы. А когда прозвенит звонок, каждый ученик ждет приглашения учителя около своей парты.

                       – Можно я попробую? – предложил Зайчонок. –

                       До звонка ты приходи

                       И порядок наводи!

                       По звонку все дружно в ряд

                       Ждут учителя, стоят!

(Зарисовка пиктограмм.)

                       Молодец, Зайчонок!

                       – Третье правило: чтобы узнать новое и многому научиться на уроке, ученики внимательно слушают и выполняют требования учителя. К товарищу с просьбой обращаются редко и только шепотом, а к учителю обращаются, подняв руку.

                       – Это сложно! Не знаю, подойдет ли то, что я придумал, – проворчал Медвежонок. –

                       Друга зря не беспокой.

                       Береги его покой.

                       На уроке тишина.

                       Руку поднимай тогда,

                       Если хочешь отвечать или важное сказать.

(Зарисовка пиктограмм.)

                       – Очень хорошо, Медвежонок!

                       – Правило четвертое: когда отвечает ученик, подсказки запрещаются, пусть он сам спокойно вспоминает ответ, сам учится думать.

                       – Это легко! – воскликнул Волчонок. –

                       На уроке ждут ответ.

                       Кто-то знает, кто-то нет.

                       Отвечает только тот,

                       Кого учитель назовет.

(Зарисовка пиктограмм.)

                       – Превосходно! Да вы как настоящие поэты сочиняете. Еще попробуем?

                       – Правило пятое, оно уже вам знакомо: играем на перемене в спокойные игры, чтобы все смогли отдохнуть и товарищам не мешать. Да, помните о подготовке к следующему уроку и о порядке на парте.

                       – Сейчас моя очередь! – произнесла Белочка. –

                       Вот звонок на перемену,

                       Приготовься отдыхать:

                       Можешь с другом прогуляться,

                       Можешь тихо поиграть,

                       Подготовь к уроку все,

                       Чтоб училось нам легко!

                       – Да, замечательно! Я думаю, что вам будет учиться легко и интересно, раз вы так хорошо справились с этим сложным заданием, – порадовался за своих учеников Еж. – Эти пять правил мы запомним, существуют и другие правила, с которыми вы познакомитесь позже. Да, в школе задают задания на дом для того, чтобы лучше понять учебный материал, научиться работать самостоятельно, без учителя, без родителей. Итак, задание такое: придумать стихи про правила поведения за столом, на дороге, в транспорте, в гостях или в других местах. Удачи вам, ребята!


Речедвигательная игра "Ежик"

Педагог:       По сухой лесной дорожке –

                       Топ-топ-топ – топочут ножки.

                       Ходит, бродит вдоль дорожек

                       Весь в иголках серый ежик.

(Дети стоят, слегка согнувшись. Руки согнуты в локтях – перед грудью,
кисти рук опущены вниз. Ноги, слегка согнутые в коленях,
делают мелкие частые шажки.)

Педагог:       Ищет ягодки, грибочки

                       Для сыночка и для дочки.

                       Если подкрадется волк –

                       Превратится еж в клубок.

                       Ощетинит еж иголки –

                       Не достанется он волку.

                       Еж не тронет никого,

                       Но и ты не тронь его!

(Дети встают и продолжают топать по дорожке.)
(Прощание со сказкой и друг с другом.)

Вернуться на страницу выпуска


Наши издания